Лекции

 

1.1. Понятие операционного сегмента. Отчетные сегменты

 

Операционный сегмент – это компонент организации, который задействован в деятельности, от которой оно может генерировать доходы и нести расходы (включая доходы и расходы, связанные с операциями с другими компонентами той же организации),  операционные результаты которого регулярно рассматриваются руководителем организации, отвечающим за операционные решения, чтобы принять решения о ресурсах, которые должны быть распределены на сегмент, и оценить результаты его деятельности, и  в отношении которого имеется отдельная финансовая информация.

МСФО (IFRS) 8 применяется организациями, чьи долевые или долговые ценные бумаги свободно обращаются, и организациями, находящимися в процессе выпуска долевых или долговых ценных бумаг на открытых рынках ценных бумаг. Если один финансовый отчет содержит как консолидированную финансовую отчетность организациями, чьи ценные бумаги обращаются свободно, и отдельные финансовые отчеты материнской или одной или нескольких дочерних организаций, сегментная информация должна представляться только на основе консолидированной финансовой отчетности. Если дочерняя организация сама является организацией, чьи ценные бумаги свободно обращаются, она будет представлять сегментную информацию в своем отдельном финансовом отчете.

Два или более операционных сегмента могут быть агрегированы в один операционный сегмент, если такое агрегирование совместимо с основным принципом МСФО (IFRS), сегменты обладают схожими экономическими особенностями и подобны по каждому из следующих аспектов:

При определении того, являются ли товары и услуги связанными, должны рассматриваться следующие факторы:

- характер товаров или услуг;

- характер производственных процессов;

- тип или класс клиента для товаров или услуг;

- методы, использованные для распространения товаров или предоставления услуг; и

- если это применимо, характер нормативно-правовой среды, например, банковский сектор, страхование.

 

1.2 Критерии агрегирования

 

Сегментная информация должна подготавливаться в соответствии с учетной политикой, принятой для подготовки и представления финансовой отчетности группы или организации.

Активы, которые совместно используются двумя или более сегментами должны распределяться на сегменты, если и только если их соответствующие доходы и расходы также распределяются на эти сегменты.

Способ, которым статьи активов, обязательств, доходов и расходов распределяются на сегменты, зависит от таких факторов, как характер этих статей, виды деятельности, осуществляемые сегментом, и относительная автономность этого сегмента. Невозможно или нецелесообразно определять одну основу распределения, которая должна приниматься всеми организациями. Также нецелесообразно принудительно распределять статьи активов, обязательств, доходов и расходов организации, которые относятся одновременно к двум или более сегментам, если единственная основа для этого спорна или трудно понятна. В то же самое время определения сегментных доходов, расходов, активов и обязательств взаимосвязаны, и получающееся распределение должно быть последовательным. Таким образом, совместно используемые активы распределяются на сегменты, если и только если их соответствующие доходы и расходы также распределяются на эти сегменты. Например, актив включается в активы сегмента, если и только если соответствующие отчисления на амортизацию вычитаются при измерении результата сегмента.

В целях обеспечения внешних пользователей полезной и полной информацией отчитывающийся субъект должен представить информацию о доходах по каждому продукту и услуге, или группе схожих продуктов и услуг, но с учетом применения подхода соотнесения выгод и затрат, когда затраты на получение такой информации не были бы чрезмерно высокими.

Отчитывающийся субъект должен также представлять информацию в разрезе географических сегментов в отношении доходов от внешних клиентов, относимых на страну происхождения субъекта и относимых на все зарубежные страны в целом, из которых субъект получает доходы; а также долгосрочных активов, кроме финансовых инструментов, отложенных налоговых активов, активов планов вознаграждений по окончании трудовой деятельности, и прав, возникающих по договорам страхования, расположенных в стране происхождения и расположенных во всех зарубежных странах в целом, в которых субъект имеет активы. Если доходы от внешних клиентов, относимые на отдельную зарубежную страну, окажутся существенными, то такие доходы должны быть раскрыты отдельно.

 

1.2 Количественные пороги

 

Отчитывающийся субъект должен отдельно представлять информацию об операционном сегменте, по которому достаточно, чтобы выполнялся один из следующих количественных порогов:

- доход операционного сегмента, включая продажи внешним клиентам и межсегментные продажи или передачи, составляет 10 или более процентов совокупной выручки , внутренней и внешней, всех операционных сегментов.

- абсолютная сумма дохода или убытка составляет 10 или более процентов суммы, которая является большей из следующих величин в абсолютном выражении: (а) совокупный заявленный в отчетности доход по всем неубыточным операционным сегментам, и (б) совокупный заявленный в отчетности убыток всех убыточных операционных сегментов.

- его активы составляют 10 или более процентов совокупных активов всех операционных сегментов.

А также, если руководство отчитывающегося субъекта считает, что информация по некоторым операционным сегментам была бы полезна для заинтересованных пользователей, операционные сегменты, которые не соответствуют ни одному из количественных порогов, могут считаться отчетными и информация по которым будет раскрываться отдельно.

        

1.3 Раскрытия в финансовой отчетности

 

Компания должна раскрывать сегментный результат для каждого отчетного сегмента. Если компания может рассчитать чистую прибыль или убыток сегмента, или какой-либо другой показатель рентабельности сегмента, кроме сегментного результата, без спорного распределения, то представление таких сумм, с соответствующими пояснениями, в дополнение к сегментному результату, поощряется. Если этот показатель подготавливается на основе, отличающейся от учетной политики, утвержденной для сводных финансовых отчетов или финансовых отчетов компании, она будет включать в свои финансовые отчеты четкое описание основы для измерения этого показателя.

Примером показателя эффективности работы сегмента сверх сегментного результата в отчете о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе является валовая прибыль на продажи. Примерами показателей эффективности работы сегмента ниже сегментного результата в отчете о прибылях и убытках является прибыль или убыток от обычной деятельности (либо до либо после налогов на прибыль) и чистая прибыль или убыток.

Компания должна раскрывать общую балансовую сумму активов сегмента для каждого отчетного сегмента. Компания должна раскрывать сегментные обязательства для каждого отчетного сегмента.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Для чего используется сегментная информация?

2. Характеристика требований по представлению информации в разрезе по географическим сегментам?

3. Сущность отраслевого сегмента?

4. Какая информация должна раскрываться в отношении сегментов?